Принцип действия двигателя постоянного тока — варианты конструкций
[toc]Постоянство электрического тока не позволяет изменяться параметрам, связанным с величиной и направлением. Принцип действия двигателя постоянного тока базируется именно на таких особенностях электрической цепи и конструктивных характеристиках.
Конструкция двигателя
Двигатели данного типа активно используются в превращении постоянной токовой энергии в механический тип работоспособности.
Основные конструктивные элементы ДПТ:
- неподвижная часть, представленная статором;
- вращающаяся часть, представленная ротором или якорем.
Устройство двигателей ПТ имеет несколько весьма существенных отличий от конструкций с переменными токовыми величинами:
- стальная станина снабжается катушечной обмоткой возбуждения;
- наличие дополнительных полюсов, улучшающих общие технические характеристики оборудования;
- установка внутреннего якорного элемента, представленного сердечником и коллектором;
- использование для фиксации подшипниковой системы;
- расположение на статоре постоянных магнитов в микродвигателях или электромагнитов с обмоточным возбуждением в виде катушек.
Базовое отличие — наличие коллектора, подсоединяемого к щеткам, что способствует подаче или снятию напряжения с цепи якоря. Особенностью используемого в конструкции щеточно-коллекторного узла, является одновременное выполнение пары функций, включая специфику работы датчика углового роторного положения и переключение тока с контактами скользящего типа.
Преимущества эксплуатации и недостатки конструкции
Основные достоинства двигателей с постоянными токовыми величинами представлены:
- конструкционной простотой устройства;
- интуитивной доступностью управления;
- почти линейного типа механической и регулировочной характеристиками движка;
- легкостью регулирования показателей вращательной частоты;
- достойными пусковыми характеристиками в виде большого пускового момента;
- наибольшим пусковым моментом с характерным последовательным типом возбуждения;
- относительной компактностью по сравнению с габаритами других видов конструкций;
- возможностью применения в режимах двигателя и генератора.
К наиболее значимым недостаткам конструкций могут быть отнесены не всегда доступная цена комплектующих изделий, а также необходимость подсоединения выпрямительных устройств.
Принцип действия двигателя постоянного тока
Классификация оборудования основана на видовых особенностях магнитной статорной системы, поэтому может иметь в конструкции:
- магниты постоянного типа;
- электромагнитную систему;
- независимого типа обмоточное подключение с независимым вариантом возбуждения;
- последовательного типа обмоточное подключение с последовательным вариантом возбуждения;
- параллельного типа обмоточное подключение с параллельным вариантом возбуждения;
- смешанный вид обмоточного подключения со смешанным вариантом возбуждения и преобладанием обмотки последовательного или параллельного типа.
Тип обмоточного подключения оказывает значительное влияние на характеристики тяги и базовые электрические свойства электродвигателя.
Конструкция с независимым или параллельным возбуждением
Обмоточный элемент на якорной части и возбуждении при независимом или параллельном типе, запитаны от различных источников, а функция обмотки возлагается, как правило, на постоянный магнит. Отличительная особенность такого движка представлена отсутствием полной зависимости токового возбуждения от якорного тока на оборудовании.
Скоростные параметры двигателя регулируются в таком случае посредством:
- изменения показателей напряжения на якорной части;
- изменения показателей сопротивления в якорной цепи;
- изменения потокового возбуждения.
Последний вариант регулировки нуждается в использовании сложного оборудования, но активно применяется в электрических приводах современного типа, что обусловлено плавностью и экономичностью балансирования уровня скорости в широком диапазоне, в условиях высоких параметров жесткости, свойств механического типа.
Конструкция с последовательным возбуждением
Для потока возбуждения данного типа применяется якорный ток машины, а обмоточное возбуждение и якорная часть двигателя имеют последовательное подключение относительно питающего источника. Благодаря развитию значительного электромагнитного момента, который пропорционален квадратным показателям якорного тока, двигателям с параллельным типом возбуждения обеспечиваются оптимальные пусковые характеристики.
Таким образом, конструкция отличается большим пусковым моментом на фоне сравнительно малого якорного тока. Конструкционные особенности позволяют двигателям ПТ с параллельным типом возбуждения активно эксплуатироваться в приводных механизмах грузоподъемного и тягового вида.
Регулировка вращательной скорости двигателя ПТ с параллельным возбуждением может выполняться изменениями показателей напряжения и сопротивления якорной цепи, а также в потоковом возбуждении.
Конструкция со смешанным возбуждением
Для электрического движка ПТ, обладающего смешанным типом возбуждения, или компаундного электродвигателя, присущи основные характеристики параллельного и последовательного возбуждения, что обусловлено наличием пары видов обмоток.
Обмоточные элементы подключаются двояко:
- согласное подключение — в процессе включения в электрическую цепь, все сформированные амперные витки и магнитные потоки складываются;
- встречное подключение — включение обмоток возбуждения сопровождается направлением амперных витков и магнитных потоков друг к другу.
Второй способ обмоточного включения в двигателях ПТ со смешанным типом возбуждения используется в спецмашинах.
Наличие в движке двойной обмотки возбуждения расширяет возможности конструирования и изготовления электрических двигателей, значительно отличающихся по своим свойствам и основным техническим характеристикам.
Область применения
- в крановом оборудовании на тяжелом производстве;
- в приводных устройствах, нуждающихся в широком регулировании уровня скорости при наличии высокого пускового момента;
- в тяговых электрических двигателях, эксплуатируемых в тепловозах и электровозах, теплоходах и тяжелых самосвалах;
- в электрических стартерах автомобильной и уборочной автоматизированной техники.
Электродвигатели постоянного тока разного вида характеризуются особыми естественными и искусственными механическими свойствами, что обусловлено электрической мощностью, идущей на преобразование и поступающей через якорную цепь. Именно такое устройство позволяет применять движки ПТ в регулируемых приводах разнообразных современных механизмов и достаточно сложных станков.
Видео на тему