Типичные неисправности стиральной машины Аристон и советы по ремонту своими руками
Вопрос о том, как осуществляется ремонт стиральной машины Аристон своими руками, интересует многих наших соотечественников.
Причина — в популярности итальянского бренда, привлекающего покупателей сочетанием доступной стоимости и высокого качества. Способы починки наиболее частых аварий приведены в данной статье.
Возможные неисправности в работе стиральных машин Ariston
Стиральная машина (СМ) состоит из довольно скромного набора компонентов:
- бак с вращающимся внутри барабаном, одна или две оси которого закреплены в подшипниках;
- двигатель;
- трубчатый нагревательный элемент (ТЭН);
- клапан для набора воды и помпа для ее откачивания;
- датчики уровня воды и температуры;
- электронный блок управления.
Засоры
Чаще всего засор образуется в сливном фильтре: здесь скапливается мелкий мусор из карманов одежды, скрепки, нитки и пр. При этом СМ не удается перейти в режим полоскания, а работающий вхолостую сливной насос громко гудит. Намного реже засоряется сливная магистраль.
Нагревательный элемент (образование накипи)
ТЭН в первую очередь страдает от накипи — твердого налета из солей магния и кальция.
Накипь — теплоизолятор, потому ее присутствие сопровождается такими явлениями:
- СМ не может нагреть воду и либо стирает в холодной, либо вовсе не запускает программу стирки;
- ТЭН перегревается и перегорает.
Другие неполадки в данной области — отказ термодатчика и «залипание» реле, подающего питание на ТЭН.
Они распознаются встроенной системой самодиагностики и отображаются кодом «F03» на дисплее, а на СМ без дисплея — миганием световых индикаторов кнопок «Дополнительное полоскание» и «Быстрая стирка».
Заливной клапан (износ)
Прокладка клапана также подвержена износу или отвердению, так что со временем он теряет способность герметично закрываться. В итоге даже в отключенной СМ слышится журчание набирающейся в бак воды. Также сам клапан может выйти из строя и стать неуправляемым.
Сливной насос (износ)
Узел содержит подвижные части и потому подвержен износу. При отказе сливного насоса он гудит, но вода из СМ не откачивается. А еще его может заклинить. Об этом СМ сообщает кодом «F05» на дисплее либо миганием светодиодов кнопок «Дополнительное полоскание» и «Суперстирка».
Этот же код отображается при некорректной работе датчика уровня, когда тот не может сформировать сигнал «Пустой бак».
Появление на дисплее символов «F11» (мигают индикаторы кнопок «Дополнительное полоскание», «Быстрая стирка» и «Таймер отсрочки») свидетельствует об отсоединении насоса или обрыве его обмотки.
Электроника
Блок управления выходит из строя достаточно редко. Отказы вызываются резкими перепадами напряжения, засорением платы пылью, замыканиями из-за высокой влажности. Блок управляет всеми узлами СМ, потому любой из них может работать некорректно. О неполадках микроконтроллера СМ сообщает кодом «F18».
Как устранить неполадку?
Чтобы починить СМ Аристон, следует уметь разобрать ее и точно установить причину неисправности. На каждый из перечисленных случаев разработан определенный порядок действий. До начала ремонта следует подготовить инструменты и приборы.
Необходимые инструменты
Мастеру потребуются:
- плоскогубцы;
- набор гаечных ключей;
- плоская и крестовая отвертки;
- мультиметр;
- индикатор фазы (индикаторная отвертка).
Кроме инструментов и приборов, могут потребоваться емкость для воды и тряпка.
Порядок самостоятельного выполнения работ
Перечисленные неполадки ликвидируются в определенной последовательности.
Как устранить засор?
Засор ликвидируется так:
- открывают переднюю панель прибора (узкий люк);
- подставляют под расположенную справа круглую деталь (это сливной фильтр) емкость достаточного объема;
- выкручивают фильтр и очищают его от мусора, затем возвращают на место.
Если засорился сливной шланг, его подсоединяют к водопроводному крану и промывают сильным напором. Еще один возможный участок образования засора — место подсоединения сливного шланга к канализации. Требуется инспекция и при необходимости прочистка.
При отсутствии положительного результата проверяют сливной патрубок, для этого:
- опорожнив бак тем же способом, каким откачивают бензин из бензобака автомобиля, и убедившись, что в дозаторе нет воды, СМ укладывают набок;
- сжав хомут соединения бака и насоса, снимают хомут удерживающий патрубок между баком и насосом;
- открутив камеру отбора давления, хомут снимают;
- вынимают патрубок и чистят его, затем осуществляют сборку в обратной последовательности.
Если патрубок сильно изношен, его меняют на новый.
Диагностика сливного насоса стиральной машины
Работоспособность сливного насоса проверяют в таком порядке:
- выкручивают фильтр насоса;
- запускают СМ в режиме «Отжим»;
- сквозь отверстие для фильтра наблюдают за крыльчаткой насоса, посветив на нее фонариком.
Если крыльчатка не вращается, насос либо заблокирован засором, либо вышел из строя, поступают так:
- СМ укладывают на левую сторону;
- выкрутив два винта спереди, отсоединяют шланги;
- извлекают насос и выкручивают три винта, соединяющие его корпус (улитку) с двигателем.
В случае отказа не стоит торопиться менять насос, сначала надо проверить следующее:
- наличие электрического контакта между контроллером (соединитель J9) и насосом;
- в режиме «Отжим» — наличие напряжения 220 В на контактах соединителя J9 контроллера;
- работоспособность датчика уровня и надежность его соединения с контроллером.
Скачкообразное вращение крыльчатки — это норма, оно обусловлено устройством двигателя. Вращение крыльчатки может быть заблокировано намотавшимися нитками. Они же могут вызвать деформацию колеса, в результате чего оно стучит по улитке. В таком случае крыльчатку подрезают на 1-2 мм.
Полезно почистить двигатель и подшипник насоса, делается это так:
- отжав удерживающие двигатель насоса защелки, его отделяют от корпуса;
- греют строительным феном (на малой мощности) хвостовик открывшейся крестовины, затем снимают ее вместе с магнитом, поддев отверткой;
- очищают магнит и корпус от мусора;
- снимают магнит с вала, открывая доступ к подшипнику;
- чистят и смазывают подшипник;
- собирают насос в обратной последовательности.
Прочищая подшипник, обращают внимание на его состояние. Со временем этот узел может выйти из строя, что проявляется в биении крыльчатки об улитку или ее заклинивании. Неисправный подшипник меняют. Также замены может потребовать сальник. При сборке важно добиться плотной посадки уплотнительного кольца под крыльчаткой в предназначенное для него гнездо.
Узел заливного клапана располагается в том месте, куда подведен шланг от водопровода. Чтобы добраться до него, с корпуса СМ снимают верхнюю крышку. Поврежденную или утратившую эластичность прокладку меняют. Если она в удовлетворительном состоянии, проверяют работоспособность клапана путем замера сопротивления между его контактами. В норме мультиметр показывает 30-50 Ом. При иных данных клапан выкручивают и меняют на новый.
Что делать, если стиральная машина не нагревает воду?
Проверку нагревательного элемента осуществляют так:
- снимают заднюю стенку корпуса СМ;
- находят в нижней части бака два торчащих из него контакта с винтом между ними — это ТЭН. Подсоединив щупы мультиметра к контактам, замеряют сопротивление. В норме прибор отображает 25-30 Ом. Показания близкие к нулю свидетельствуют о коротком замыкании, бесконечно большие (на дисплее мультиметра — единица) — о перегорании ТЭНа;
- выкручивают винт между контактами и качающими движениями осторожно извлекают ТЭН. Если он поврежден, прибегают к замене. Если исправен, очищают от накипи специальным средством, и устанавливают на место. Прокладку при этом лучше установить новую: старая, тронутая с места, с большой вероятностью будет пропускать воду.
СМ может не греть воду и по другой причине — из-за неисправности датчика температуры. Проверяют качество соединения его с контроллером и сопротивление между контактами. В норме при температуре +200С оно составляет 20 кОм. При изменении температуры сопротивление исправного термодатчика также меняется.
Перегоревший контроллер (модуль управления) подлежит замене, извлекается он так:
- снимают верхнюю крышку корпуса;
- извлекают дозатор, прижав защелку в его срединной части;
- выкрутив соответствующие винты, отсоединяют переднюю панель;
- отжав отверткой зажимы, вынимают плату.
Новую плату крепят на селекторе, предварительно вынув его. Затем собирают узел в обратной последовательности.
Видео по теме
О тонкостях ремонта стиральных машин Аристон своими руками в видео:
Разумеется, далеко не все неисправности стиральной машины можно починить в домашних условиях. Но довольно часто вызов мастера является неоправданным: потратив немного времени, владелец сам мог бы восстановить работоспособность прибора и сэкономить на услугах специалиста. Надежные помощники в этом — данная статья и инструкция к стиральной машине.